Разбирая бумаги, наткнулся на двухгодичной давности тезисы моего доклада для конференции «Нацистские лагеря на оккупированных советских территориях» в Париже. Сборник материалов конференции, насколько понимаю, пока не вышел. 
«19 марта 1944 года наступающие части Красной Армии в районе местечка Озаричи Полесской области Белорусской ССР обнаружили на переднем крае немецкой обороны три концентрационных лагеря, в которых находилось свыше 33 тысяч детей, нетрудоспособных женщин и стариков. Эти лагеря размещались: первый – на болоте у поселка Дерть; второй – в 2 километрах северо-западнее местечка Озаричи; третий – на болоте в 2 километрах западнее деревни Подосинник… Лагеря представляли собой открытую площадь, обнесенную колючей проволокой. Подступы к ним были заминированы. Никаких построек, даже легкого типа, на территории лагерей не было. Заключенные размещались прямо на земле.. Многие из них, потерявшие способность двигаться, без памяти лежали в грязи. Заключенным было запрещено разводить костры, собирать хворост для подстилки. За малейшую попытку нарушения этого режима гитлеровцы расстреливали советских людей».
Процитированное сообщение Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию преступлений немецко-фашистских оккупантов (ЧГК) было опубликовано в советской прессе в апреле 1944 года; на Нюрнбергском трибунале эта информация была оглашена как наглядное свидетельство преступной политики, осуществлявшейся нацистами на оккупированной советской территории. Условия содержания заключенных озаричских лагерей были поистине ужасны, а смертность – крайне велика; речь шла о тысячах погибших от голода, холода и болезней, расстрелянных охранниками. И это при том, что срок существования лагерей оказался крайне короток – всего около недели.
( Read more... )